На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Артур Князев
    Многие не знают про Иван чай я сам целитель и я утверждаю что это растение лучшее средство от всех недуговЗолотые рецепты: ...

"Пещь Ра"

«Пещь Ра», или как я в русской печи мылся.   После Хлебов…                            Средний Урал, 70е года.                                         Наш командир, когда не в части мы, и не на неделю, иногда нас отпускал до вечера.     В лесу грибочков, ягод посбирать, на речку-озерцо – рыбёшек потягать.

  И тем, кого отпустит,  хорошо,  и, если есть «улов», на камбузе подспорье. Командир в поездках называл так кухню. Иногда даже – в деревеньку отпускал, но здесь по одному, ну очень редко. Помочь кому из стариков по хозяйству, домашних щей поесть и пирогов. Условие одно  – на место вовремя и «без проблем».        От «точки» до деревни небольшой – восемь километров «рысцой» обычно пробегали. Всегда найдётся там работка нам. Как закончим-сладим дело, пироги да щи, да каша уже готовы. И самовар! С вареньм-мёдом шанежки…  Домашние пирожки  – не то, что «армейский паёк»…  Иногда и банька по такому случаю протоплена у хозяев. А если в пятницу ты  «на Хлеба» попал..! Таких Хлебов я не едал нигде  и никогда потом.  Мечтаю весь процесс, что рассказали нам и показали, у себя  на даче повторить «по всей программе». Наверно только Хлеб… Полностью включает и сбор росы, и в печи мытьё, точнее  – прогрев, леченье, набиранье сил…  Ладно, суть,  по пунктам. Хотя начну я «с бани».  Для этого печь не всякая годилась. Для Хлебов – особая нужна. Да и  любая русская, что ладили печных дел мастера. А вот, чтоб париться и мыться  в ней – нужна большая печь, чтоб мог поместиться там любой из взрослых, да ещё хотя бы один ушат, специальный, липовый, довольно узкий,  но всё ж… где травы, веники и мёд запарены «для духа» и здоровья.  Сначала печь топили. Долго, жарко.  Только ольхой или берёзой. Дрова другие  – в другие дни. Потом, когда очистят от углей, золы – Хлеба!  На всю «седмицу». Для гостей  и для семьи.  Лишь только после, когда Хлеба готовы, на скамью поставлены «созреть», и холстом специальным, «Хлебным», покрыты, печь готовят для мытья: вдвигают широкую доску… Опять из липы – сидеть на ней, чтоб «не прижарить», ушат со взваром банным и вениками.  Для «хворых»   и в особых случаях – специальным тестом обмазывают тело… и в печь! На голову всегда или платок повяжут, или «банный чепчик», чтоб не угореть.  В такой печи, где удалось  два раза мне прогреться-пропариться, два ушата  по краям, а посередине, сидя – я.   Первый раз без теста…  С трудом залез, чуть обжигаясь,  (везде  без навыка  – никак),  уселся меж ушатов. Над головой пространство – можно с веником рукой подвигать. Махать, как в просто бане, не получится, а протереться – в самый раз. В одном ушате – чистая вода, в другом – довольно крепкий, духмяный взвар из трав и мёду,    не только мыться, даже пить возможно. Хотя питьё, специальный жбан, чтоб «дыхальца» открыть  на коже, дали перед печью. Веники, берёзовый, дубовый в ушате со взваром. Прогрелся чуть, протёрся пару раз берёзовым, он вместе с взваром помогает «дыхальца» открыть. Жар в печи со всех сторон,  и даже снизу, хоть «на лопате» липовой сижу… Если бы ни взвар  и ни вода, которой обтирался – наверно спёкся б…          В конце обязательно дубовым веником протереться  – «дыхальца» закрыть. Конечно, если в печь один раз забрался. Старики по два,                                  по три раза… дубовым всегда                                    в конце.  Баня у этих стариков есть, великолепная баня!                                                 «По чёрному»,                                      и дух в ней – сказка!                                         Мы там несколько раз парились…                   А вот в печи пропариться                      – особый случай…     

        Вылез. Розовый… На улице холодною водицей облился… Закутали не вытирая в простынку,  и чай с малиной- мёдом  из самовара…  Пока весь пот не вышел!                                                                              ДВА ВЕДЁРНЫХ САМОВАРА -  ОДИН «ВЫДУЛ»!!!                                                                                                                                         Выжмешь простынь, снова чай… А пот ручьём! Потом  – как выключили воду! Сухой!                                                                                                  И вытирать нечего – сухой!                                                                                                                                   - Теперь энергично оботрись, и можешь одеваться. Хорошо держался, молодец. Постарайся                                         ещё разок прийти в следующую пятницу к Хлебам, да чуть пораньше. С командиром договорюсь,                             тебе очень  надо. Тесто приготовим для тебя.                                                                                                     – Какое тесто? И зачем?                                                                                                                                                          -А «хвори» убирать, малёхо накопил. И даже всем здоровым хоть один раз в три годочка надо.                            На родниковой, чистой водице, а если есть возможность на утренней зорьке росу собрать холстами                                                           с разнотравья, с лугов цветущих, хоть чуть-чуть.  Обмажем тело, в печи без веников и шаек посидишь, пока тесто коркою не станет. Вылезешь  – отколупаем аккуратно, под дерево,                                                      под дубочек, что вместе мы  с тобой посадим – закопаешь,  и будешь хоть куда!

      В следующую пятницу действительно командир меня отпустил. Одного. Пришел с утра, дрова колол в начале. Хорошо пошло, легко, азартно даже. Воды из криницы принёс. У них колодец есть                       с «журавлём» почти что рядом с домом, но иногда, и для Хлебов, и в особые деньки нужна вода из родника. А криница – под горкой родничок, что в сруб из лиственницы одели много лет назад их деды… Монет серебряных на дно, камней кремнёвых, кварцевых, прозрачных… Закрыта крышкой, водопадик, ручеёк.  Вокруг шиповника кусты, сирень чуть дальше, сосны и берёзы. Поодаль                     – мощный дуб на горке. Скамья под ним. Иконка… Набрал воды бадью…                                                                                                                                                                      -Ну, садись под образа, внимательно посмотрим на тебя, а ты – пока ни звука…                                                            Долго оба старика – хозяин и хозяйка, в глаза смотрели. Внимательно, по доброму…                                                     НО ГЛУБОКО!..                                                                                                                                                       Друг другу – Готов Хлебами с нами вместе он заняться?                                                   - Готов… А тебе сейчас на улице польём водицы   на руки – умыться. И будем вместе Хлеб Творить.  Шестнадцать  караваев… Потом и тебя «испечём».                                                                                                          – Как это – испечём?!! Совсем? – удивился я.                                                                                                                                – Обмажем тестом вон из того глиняного горшка,  и – прогреться в печь. На этот раз без веников     и без воды. Вылезешь – снимем корочки и закопаем  под дубком. Покажем где.  А потом – трапеза.  Как заново родишься.                                                                                                                                        – Ну, тогда ладн    Про Хлеба расскажу потом.                                                                                                                                                                                                                                                       Сейчас – про «Ивашку  под простоквашкой», то бишь – меня  «в кляре»…                                                                       …Хлеба готовы. На лавку положил, хозяйка   и хозяин  их ВМЕСТЕ рушниками вышиваными закрыли. Не тем, что  в прошлый раз,  а отдельно на каждый.  Разделся под пенье странное, протяжное, но радостное. Обмазали довольно густым тестом всего, кроме головы, даже лицо.  Аккуратно залез в печь - «Бабушка на лопату саживала, в пещь налаживала…»                                                                                      Её, пещь,  прикрыли, оставив пару щёлок.  Ощущения странные – тесто стало стягивать меня, как выжимая пот иль соки лишние. И здесь же наполняя лёгкостью и силой. Намного легче было, чем в прошлый раз, хотя жару больше.                                 (ПЕЩЬ – старые так выговаривают…)                            Старики поют – торжественно, как гимны… молитвы, странные слова … не помню,                   но по русски… странным выговором…

  Открыли.  Вылезаю, как в латах весь.                              И! Удивление…                                                                                                                                                                                                                                  Горенка полна девиц! В одеждах старинных,                                                в кокошниках…                                                                                                                                         Поют:  - Сокол наш ясный родился,                                                                                                                                               Кожу в печи поменял…                                                                                                                                                                        Снимают «латы» из теста, в деревянную кадку кладут. У меня в голове… лёгкие вихри…               Перед глазами радуги… лентами плывут в такт пению… Ничего  не понимаю,                                                  и не двигаюсь…  Всё тесто - корки сняли. Старик меня обтёр рушником, а бабуля с поклоном подаёт глубокую глиняную миску с молоком:  - Испей, добрый молодец, наберись сил.

     Вкусный напиток. Кроме молока и мёду в нём растёртые орешки кедра и ещё что-то…

ХЛЕБА

   В деревне этой  три семьи Хлеба пекли. По пятницам. Дух свежевыпеченного хлеба, что заполнял селенье, мог голову вскружить. Хотя у всех троих хозяев Хлеба очень сильно отличались друг                                от друга.  По вкусу, по аромату  и виду. В двух избах пекли и пшеничные хлеба, и ржаные.                   Самый «духовитый»  - в крайней хате. А какой вкусный! Хозяевам далеко за девяносто,                                                                  но оба самостоятельные, бодрые, весёлые и общительные…                                                                                                                                                                            - Пшеничный хлеб – для баловства, потеха барская, так, иногда… Здоровый самый, и для работы,                      на каждый день – хлебушек ржаной, озимый.  Да и на праздники – на меду, печатные, ржаные пряники – вкуснее нет! Мы для себя, для праздников особых, значимых, и для таких вот дней,                       когда «Для Здравы» и соблюдения Традиций, по полоске ржи, пшеницы, ячменя, овса растим. Протираем на меленке из двух камней, что ещё деды наши привезли сюда. Перед тем, как промолоть,                                                 их прорастим немного, только чтоб проклюнулся росток, тогда они самую силу набирают.                            Потом просушим, и в меленку. С молитвой, гимном…                                                                                                                       - А зачем растить самим, когда колхозы есть, и там вам можно получить зерно любое, как соседи ваши получают?                                                                                                                                                                             - Там другое. Там машины, даже ругань иногда, а здесь – руками и с молитвой. Хотя и мы  муку, зерно берём в колхозе, а наше только добавляем, как основу. Чисто наше, взрощенное зерно                                                            – только по особым дням, и «Для Здравы».  Их хлеба ты пробовал сам, наши тоже, разницу почувствовал, аль нет?                                                                                                                                                                 - Действительно вкуснее, ароматней, мягче.                                                                                                           Хозяйка мне – Иди сюда, вот каравай, что с прошлой пятницы остался. Накрою я холстом его                                        – садись!  Садись, и спорить перестань!                                                                                                                          Уселся, минут так пять сидел…                                                                                                                                                      - Теперь вставай, смотри!                                                                                                                                                 - О, чудо! Он опять, как только что спечён! Опять поднялся!                                                                                     - Никакого чуда нет. Здесь даже ПОСЕВ ЗЕРНА необычайно важен!  Даже когда его  на семя  отбираешь, разговариваешь с ним.  (Песня – «Спящему Зёрнышку» Записала Т. Сорокова)                                                                                                                                                  – Разговор с зерном и семенами? Хотя и мои родители с семенами, с кустами-яблонями,                                                даже с водой разговаривали…                                                                                                                                                               - Правильно. Ведь Сила Слова – в Образах, что за ними стоят. Увидел Образ – почувствовал, куда зерно годится – в муку и в Хлебушек, «Для Здравы» тесто, иль Златые, для Посева Семена. Куда                    их применить.   Когда их вручную сеешь, движением от сердца отдаёшь  и Зерну, и Матушке-Землице свою энергию-Любовь. Когда Зарёю Ясной, по росе обходишь Ниву, то чувствуешь её.                И знаешь, что дальше делать. Когда Зерно созрело,  то урожай серпом ты жнёшь движеньем                                                   к сердцу. И Жнёшь, и сеешь с песнями зерно… Готовились  и к севу, и к жатве, как к Священным, Великим Праздникам, омывшись, даже специальную, ненадёванную ни разу рубаху стараешься надеть. Весною – в Великой Надежде… Осенью – в Великой  Радости за урожай, и уверенности                      в Будущее…                                                                                                                                                                        - Сейчас для многих, конечно проще, на первый взгляд. Не все Единство Жизни чувствуют,                      не все Связь мыслей, действий и вещей воспринимают как Продолжение Жизни, как                    Взаимодействие Живого.  А Образы – Основа чувств и мыслей, как фундамент  действий,                                    вообще почти  что  все забыли.                                                                                                                                                                             – Образы увидеть нужно только когда с зерном имеешь дело?                                                                                          - Образы – основа любого дела. И вИденью в старину специально обучали. За любым  из слов,                                                  и даже  за буквицей любой видеть Образ.  Видеть, чувствовать и понимать,  как один Образ «перетекает» в другой, как меняется «картина действий». И чем ярче, чётче, тем лучше и правильнее понимание процесса.  Когда учился ты читать, за буквой «А», за буквой «Б» какие Образы стояли?                                                                                     - Ну… разные… Да просто буква «А» и буква «Б», и как они звучат…                                                                               - Вот послушай и представь: Аз – значит я, что на Земле, Бога Ведаю – значит – Бога знаю,                              Глаголя – значит понимаю, произвожу, произнося -  действую,  Добро… И так – все сорок семь буквиц. Медленно,  с чувствами произнеси…                                                                                                                                                            - Аз Бога Ведаю, Глаголя Добро… ЗДОРОВО! Сразу понятен Смысл! А почему  «Аз Бога…»?                  Ведь в учебниках истории пишут – Аз буки веди…  Да и буквиц разве сорок семь?                                                                                                                                       - Буквиц до Петра было сорок семь. Теперь смысл. Смотри,  как изменился: Аз – я то есть,                               буки – страшилка есть такая. Наверняка ей тебя в детстве пугали -  вот придёт буки, забодает, забодает… Веди – приведи  её сюда… да ещё говоря, творя добро… Ну как, какой Образ                                         и какой Смысл получается?                                                                                                                                                                                   - Действительно, какая то страшилка получилась…                                                                                                                  - Вот, вот.  Ладно, давай действовать, а то не успеем, дел много. Пошли, омоем руки,  чело, и начнём.                             - Вот смотри – из кадки тесто вынимаем. Без боязни, оно уже перестало липнуть, три раза поднималось, созрело в лоно «пещи ра» войти, чтоб там, в Жару родился Хлеб из теста.                                    Так, руками выровняй по кругу караваи все. Теперь вот этим правилом деревянным  проведи крест на крест поглубже. Хорошо. Аккуратно  в середине двумя ладонями, вот так, вынь тесто, сюда его.                   А эту ямку заполни пшеничным тестом и выровняй его.                                                                                                                                                                      – Красиво! Каравай ржаной, а в середине, как солнышко – пшеничный. И это – как лучи.                                                – Молодец, понял. Именно солнышко… Здесь единение мужского и женского начала… Таких Хлебов семь караваев надо. Остальные девять – просто ржаные. На крест мы всегда их надрезаем.             

        Четыре доски  с караваями готовы, пусть постоят пока, а мы пойдём, займёмся пещью… Угли, золу убрали. Жар, что надо, готова «Пещь Ра». Солому разложи ровнее, чуть сбрызни этим квасом. Доски с караваями быстрее задвигай, вот так!  Быстро справились…  Пойдём, подышим. Хозяйка позовёт, когда хлеба переставить надо.  Каждую доску другою стороной в пещь опять направить.

     - Пора. Надень прихватки-рукавицы… Переставил, теперь  из этих мисок глиняных сюда,  вот в эти формы вдавливай, впечатывай пряничное тесто.                                                                                                                                                                                             – Красивые рисунки.                                                                                                                                                         – Это для печатных пряников. Наверно слышал про такие?                                                                                             - Даже ел. А у Пушкина в «Золотой рыбке» - …заедала пряником печатным…                                                                        - Слова словами, давай чуть побыстрее – пора Хлеба вытаскивать – созрели! И эти доски                                           сразу в пещь…

     Вытащил четыре доски, на каждой – четыре красивейших, духмяных каравая пышут жаром…                             Красота!   Хозяйка каждый сверху обмазала топлёным маслом, покрыла рушниками…                                                                     - Вот эти  семь командиру отнесёшь. Передай с поклоном каждый.

 

–Ого! Они же каждый килограммов семь. Зачем ему их столько?   У него свадьба намечается?                                                                                         - В полпуда каждый каравай. А ему столько и не надо. Вам всем на стол, От всех нас, стариков.                                             – За что такой подарок?                                                                                                                                                                  - Сейчас и не поймёшь. Потом, когда ни будь, а может, и не надо знать… (с поклоном…)                                           Я тоже поклонился… Удивление в душе…   (Меньше чем через неделю – серьёзная авария…                         успели, обошлось без жертв…)                                                                                                                                                                 - Ну вот, и пряники готовы… Теперь пора тебя «испечь»…              

 

наверх